www.Ohta-Center.Narod.Ru - НЕЗАВИСИМЫЙ САЙТ НЕБОСКРЕБА НА ОХТЕ СВОБОДНЫЙ ОТ ПОЛИТИКОВ

АвторСообщение
Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 970
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 13:12. Заголовок: МИФЫ ИСТОРИИ Санкт-Питербурха (Сергей СЕМЕНЦОВ)


МИФЫ ИСТОРИИ (ЯНВАРЬ 2003 № 16)

http://www.konkir.ru/article.phtml?id=593

Сергей СЕМЕНЦОВ ,
канд. архитектуры, Институт исследований Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона


В истории Санкт-Петербурга много мифов. Мозаика имен и событий, помноженная на фрагментарность знаний и ирреальность проектного пафоса первых десятилетий жизни Северной Венеции, сформировали мифический, никогда не существовавший образ. А серия первых, наиболее известных "сказок" полностью запутала историческую картину. Что мы знаем о создании Санкт-Петербурга? Что он создан на пустом необжитом месте, не имеет древнейшей истории, что Петр задумал его как российскую столицу, созданную сразу - по единому генеральному плану, и, наконец, это сугубо западноевропейский город, совсем не похожий на традиционные русские города. Когда же ученые исследовали архивы, то сделали сенсационные выводы. Оказывается, эти утверждения не имеют ничего общего с реальными событиями. О чем же говорят конкретные исторические документы?

Миф первый:
"Санкт-Петербург не имеет древнейшей истории"


Миф второй:
"Санкт-Петербург создан на пустом необжитом месте"


Итак, что мы знаем абсолютно точно? Дату основания города - 27 мая 1703 года. Она бесспорна и неопровержима. У историков существует термин: "преемственность пространственных закономерностей от системы расселения". Расшифровывают они этот термин так: с древнейших времен в Приневье, на месте современного города и области, обитали люди. Таким образом, "родовая" история Санкт-Петербурга, как и Лондона, Парижа, Москвы и других великих городов, начинается намного раньше: в XII - XIII веках.

На протяжении столетий Приневье было зоной столкновения военных и экономических интересов многих государств.

В VIII-IX веках Приневье - часть древнерусской государственности, затем - Новгородской республики. В 1478 году вместе с Новгородом присоединено к Московскому государству. Это был лакомый кусок для немецких, шведских и датских крестоносцев, пытавшихся захватить Приневье и Приладожье, отрезать Новгород от морских торговых путей.

В XI-XII веках в результате военного давления территория Новгородской земли в зоне Балтийского моря сокращалась. Осталась только узкая прибрежная линия, в центре которой проходила Нева - главная торговая и военная коммуникация.

Лишь к концу XIII - началу XIV веков границы стабилизировались. Северная граница между Россией и Швецией по Ореховецкому договору (1323 год) стала проходить от Варяжского моря (совр. - Финский залив) по реке Сестре. Западная граница между Россией и Ливонским орденом со времен Ледового побоища прошла по Чудскому озеру и реке Нарове. Но Приневье продолжало подвергаться нападениям шведских войск и ливонских рыцарей.

Город Ниен

С 1580-х годов эти земли захвачены шведами (см. Столбовский договор 1617 года). Новая линия государственной границы передвинулась далеко на восток, прошла от Ладожского озера по реке Лабе, верховьям реки Тосны, по реке Луге и вышла на старую границу между Россией и Ливонским орденом. В 1611 году на месте пяти русских селений, где Охта впадает в Неву, шведы начали строить торговый и ремесленный город Ниен. В этих землях (получивших наименование Ингерманландия) размещалась резиденция наместника шведского короля - Конунгс-гарден. В 1656-1658 годы московские войска захватили Ниен и попытались вернуть всю Ингерманландию. Не удалось. Тогда шведские инженеры предприняли реконструкцию Ниена. Весь город заново планируется, создаются мощные укрепления. Пять бастионов крепости Ниеншанц выстроены прямо на месте Конунгс-гардена. Но и это не помогло.

В конце 1702 года русские войска взяли шведскую крепость Нотебург (крепость Орешек). Шведское население Ниена бежало в Выборг, спалив многие жилые кварталы города. Русские войска подошли к сожженному Ниену и укрепленному Ниеншанцу в конце апреля 1703 года и организовали осаду. 1 мая 1703 года шведский гарнизон сдался. Территория Невы снова вошла в состав русского государства.

Население

Население края всегда было много-этническим. Первыми освоили эти земли древнейшие прибалтийско-финские племена: водь, ижора, карелы, вепсы, чудь, емь, сумь. В VI - VII веках сюда приходят братья-славяне: словене новгородские и кривичи псковские. По главным торговым трассам даже селились варяги. За XV - XVII века Приневье пережило несколько волн массовой смены населения. При Иване III своенравное новгородское население заменено тысячами семей из подмосковных вотчин, послушных Великому Князю Московскому. Смутное время и гражданская война 1600 - 1610-х годов также вызвали ощутимые миграционные процессы.

После 1617 года шведское правительство стремилось к вытеснению коренного православного русского и финно-угорского населения, которое "толпами бежало" в Россию. Вместо них сюда призывались протестанты - шведы, немцы, голландцы. Очень мощным было переселение финнов в 1630-1640-х годах. Эти финны стали называть себя финнами-ингерманландцами.

Именно тогда произошла массовая замена русских названий на финские и шведские. Несмотря на все эти перемены, количество поселений и общая численность населения (славянского, прибалтийско-финского, шведского) были более или менее стабильными. Здесь веками находилось около 1000 поселений с числом жителей в 50-60 тысяч человек. А тут как раз созрела стратегия Петра Первого создать на берегах Невы российскую столицу. Это вызвало новую многотысячную волну "переведенцев" из разных российских губерний. В эти края устремился поток западноевропейских специалистов. В результате - население увеличилось многократно.
Создавая Санкт-Петербург и кольцо его пригородов с транспортной инфраструктурой, царь Петр и российское правительство фактически приняли устоявшуюся в веках систему расселения. К 1724 году границы Санкт-Петербурга включали не менее 55 селений допетровского периода, а формировавшаяся пригородная зона объединила еще более 100 существовавших ранее поселений.

Миф третий:
"Санкт-Петербург сразу был задуман как российская столица"


Миф четвертый:
"Санкт-Петербург создан Петром Первым сразу по единому генеральному плану"


Изначально единая идея формирования города отсутствовала. Менялись и функции будущего города: от фортификационного узла до российской столицы. Были победы в Северной войне. Менялось стратегическое положение России. Все это было причиной того, что много раз перекраивалась структура города.

Не было прямой линии развития города, как мы это можем представить: город основали, и пошли дома строить да улицы мостить. Велась постоянная в несколько крупных этапов реконструкция города с учетом новых внешних требований и условий. Прекрасная градостроительная идея российской столицы стала плодом многих проб, ошибок, метаний, изменений уже существовавшего. От этого она не стала хуже. Лишь все понятнее становилось, как трудно осуществить эту идею.

Итак, на островке в центре дельты Невы 16 (27) мая 1703 года закладывается земляная крепость Санктъ-Питеръ-Бурхъ. Первая идея Петра - построить только крепость и порт. Очень быстро формируется система оборонительных укреплений. В ее число входят три крупных крепости, форты и кронверк, десятки батарей, равелинов и люнетов.

И только через год возникает идея создания на берегах Невы крупного промышленного и торгового центра. Начато сооружение верфей для строительства парусного и галерного флотов, ведется создание стоянок эскадр и торгового порта, полки и подразделения сухопутных войск размещаются на новой земле. Сюда направляются мастера из Москвы и других городов. Все это приводит к мгновенной концентрации десятков тысяч человек.

Но строительные работы надо ускорить. Для этого используются два эффективных метода. Во-первых, вести независимые друг от друга работы поручено руководителям российских ведомств: А.Д.Меншикову, Ф.М.Апраксину, Я.В.Брюсу и другим.

Во-вторых, со всей России на работы сразу направлено несколько десятков тысяч человек. Ежегодное расчетное число строительного наряда составляет по 30 - 40 тысяч человек. Работают они в три, а позднее - в две смены (хотя фактически в город прибывало не более половины требовавшихся).
Может быть, то, что вы прочтете ниже, покажется вам, парадоксальным, но: на берегах Невы возникал не один Санкт-Петербург, а сразу много городов. Так формировалась традиционная ведомственная разобщенная организация работ. За создание города в целом в эти годы не отвечал никто.

Объединяющим началом был Петр Первый. Но и он не имел ясного понимания путей развития. Уже в 1709-1710 годы царь критически оценивает то, что создается. Нужно заново формулировать всю стратегию пространственного развития Санкт-Питербурха (так тогда назывался город). В качестве первой объединяющей меры стало расширение созданной еще в 1706 году Канцелярии городовых дел как единого органа ведения проектных и строительных дел.

Реальная столица на Городском острове

В 1712 году Санкт-Питербурх реально (хотя и без Высочайшего Царского указа) превращен в российскую столицу. Сюда переводятся высшие государственные органы управления - Приказы, перебирается царская семья и высшая знать. Начинается реконструкция многих территорий. Среди самых значимых мероприятий - реконструкция в 1714 году Троицкой площади на Городском острове под общегосударственный и общегородской центр со строительством шести мазанковых зданий для Правительствующего Сената и Коллегий. /2/.

Итак, город формируется. Но только на Городском острове. Все остальные территории изначально пригородные. Загородной царской резиденцией становится Летний дворец Петра Алексеевича с Летним садом. Загородной была усадьба А.Д.Меншикова на Васильевском острове. Адмиралтейство со всеми слободами промышленных и жилых строений - это тоже вынесенный за город, внегородской промышленный, жилой и фортификационный комплекс. Жить там опасно - пожары... Да и управлять тут надо совсем по-другому. /3/.

Одновременно создаются несколько крупных загородных усадебных зон со сплошными линиями "забавных домов": на островах, вдоль реки Куорпи-Иоки (теперь - река Карповка), по Черной речке на Выборгской стороне, вдоль южного побережья залива.

Петровская утопия

Царь явно не удовлетворен обликом города. С 1712 года он предпринял несколько попыток выстроить идеальную столицу. Каждый раз на новом месте. Вся предыдущая застройка при этом отвергается. Осуществление каждого варианта начиналось стандартно: с Высочайших строжайших требований срочно переселить на понравившиеся царю места семьи своих родственников и высших сановников. Ничего, что они и на прежнем месте еще не успели устроиться. Большинство проектов, кроме мимолетной Выборгской стороны, представляли разработки не отдельных городских районов, а вполне самостоятельных городов с главными площадями, магистралями, улицами, с территориями разного функционального назначения, с зонами центра и периферии. Эти попытки могут быть примером ВЕЛИКОЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ УТОПИИ ПЕТРА ПЕРВОГО. Утопии, в которую самостоятельная жизнь города внесла существенные реальные изменения.

Архивные и графические материалы показали попытки, шедшие одна за другой. Мы приводим их в хронологическом порядке. Итак:

1. Попытка создания столицы на острове Котлин (тогда назывался - остров Ретусари, Рычарт) по указу от 16 (27) января 1712 года.

2. Попытка создания столицы в северной части будущей Московской стороны по проекту 1712 года, архитектор Д.Трезини.

3. В мае 1714 года Петр Алексеевич определяет новое место для строительства города - берег Невы на Выборгской стороне. Но быстро к этой идее охладевает.

4. По распоряжению от 29 октября (6 ноября) 1715 года намечено создать идеальный город на почти незастроенном до тех времен Васильевском острове. Проект архитектора Д.Трезини царь утверждает 1 (12) января 1716 года. Его начали реализовывать под руководством А.Д.Меншикова. Прибывший в Санкт-Петербург французский архитектор Ж.-Б.-А.Леблон пытался исправить примитивное градостроительное решение Д.Трезини и предложил свой известный план. Этот "План Леблона" - гораздо более тонко прорисованный вариант единого генерального плана Васильевского острова и других, уже застраивавшихся территорий. В результате раскрывшихся интриг, которые искусно плел француз, он отстранен от работ по Васильевскому острову. "План Леблона" отвергнут и получил отрицательную оценку /4/.

Путь в неизведанное
В том же 1714 году вводятся градостроительные, технические и противопожарные требования, повлиявшие на особенности создаваемого города. Введена дифференциация территории по типам разрешенных конструкций стен зданий и сооружений. Эти меры стали первыми попытками перехода к "западноевропейскому" градостроительному стандарту на основе регулярности и регламентированности всей застройки города. Такого градостроительного подхода не было пока и в практике Западной Европы. Он формулировался еще только в теоретических работах. Поэтому путь Санкт-Петербурга был путем в неизведанное. Учитывая, что с 1714 года по всей России, кроме Санкт-Петербурга, объявлен запрет на строительство любых кирпичных зданий, создание российской столицы стало делом общегосударственной важности /5/.

Все попытки Петра Первого перечеркнуть предыдущие 15 лет созидания Санкт-Питербурха и заново начать строительство нового столичного города по новым канонам потерпели крах.

В начале 1718 года ситуация складывается так, что у Петра Первого не остается выбора. Путь может быть только один: официальное признание проявившихся ранее тенденций саморазвития слобод и комплексов сразу на всем пространстве дельты Невы с административным объединением их в единый город. Петр Первый высочайше освятил этот вариант при утверждении в 1718 году должности Генерал-Полициймейстера. При этом объединенная территория города разделена на 5 административных частей. Не вошедшие в границы городских частей территории получили статус пригородных /6/.


Новая градостроительная практика
Победившие к 1719 году тенденции привели к формированию ГЛАВНОГО ПРИНЦИПА ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: единство мозаики самостоятельных по композиции поселений и слобод вокруг самого широкого пространства Невы, окаймленного застройкой Городского острова с Троицкой площадью и Санктпетербургской крепостью, Адмиралтейского острова с Верхней набережной, Стрелкой Васильевского острова, Выборгской стороны в районе госпиталя /7/.
Такое переосмысление города потребовало переработки существовавших градостроительных проектов.

В 1719 году выполнены проекты реконструкции застройки Адмиралтейского острова (архитектор Н.Ф.Гербель) /8/ и Васильевского острова (Д.Трезини).

В результате почти полного изменения трассировки и габаритов улиц и площадей на этих островах после 1719 года возникает планировочная система, в том числе, знаменитое "петербургское пятилучие" (совр. Миллионная ул., Невский пр., Гороховая ул., Вознесенский пр., Конногвардейский бульвар), а также система линий Васильевского острова.

Параллельно создавалась система управления градостроительными процессами. В центре всего оставался Петр Первый.

Главной Полициймейстерской канцелярии определена роль высшей исполнительной и координирующей организации. Канцелярия Городовых дел занималась общегородскими строительными объектами, исполняла отдельные ведомственные подрядные работы. Коллегии выполняли свои ведомственные работы.

В 1721 году после триумфального окончания Северной войны Петр Первый торжественно провозглашен Петром Великим, Отцом Отечества и Императором. Российское государство стало именоваться Империей. Российская столица стала столицей Империи. Принятые ранее градостроительные решения и весь ритуал столичной жизни теперь никак не вязались с новым статусом. В связи с этим в Санкт-Питербурхе проведена новая серия крупнейших реконструкций.

В 1722 году на стрелке Васильевского острова создается главный общероссийский ансамбль с главной общегородской площадью, зданиями Коллегий (переводимых с Троицкой площади), собором Андрея Первозванного, Мытным двором, корпусами Торгового порта. /9/. На месте еще не достроенных жилых кварталов для членов царской семьи и высшей знати начато строительство зданий для высших государственных учреждений - для Двенадцати Коллегий и Сената. Недостроенные элитные жилые дома были безжалостно снесены (как и в 1716 году снесли для их строительства деревянные строения Лейб-Шквадрона А.Д.Меншикова).

К началу 1724 года снова значительно переработан проект планировки всего Васильевского острова. Снова изменены красные линии каналов, улиц и кварталов... Как мы видим, при Петре Первом выполнялись только проектные генеральные планы отдельных территорий и отдельных островов. Единственным в своем роде остался уникальный "План Леблона", исполненный только в проектном варианте и быстро отвергнутый. Больше никогда при Петре Первом не разрабатывался и не осуществлялся единый генеральный план Санкт-Петербурга. У Петра много лет и не было единой идеи развития всего города. Многочисленные метания и попытки начать снова создание столичного города служат иллюстрацией этому многотрудному пути рождения городской идеи.

Все годы царствования Петра Первого создавалось символическое поле Санкт-Петербурга. И главным в этом деле стало выявление символических и мифологических взаимосвязей молодой российской столицы с историей Древней России. Шел целенаправленный поиск исторических древнерусских корней на территории Санкт-Петербурга. При этом стремились воспринять прерванную столетием шведского владычества историческую память русских территорий с гораздо более давних времен - со времен Древней Руси и начала Древнерусской государственности. Создавались Мемориалы побед в Северной войне, возникали первые музеи, известны попытки создания Истории Санкт-Питербурха одновременно с Историей Северной войны.

Как и в Древней Руси, на въездах в город ставились монументы - церкви в честь побед российской армии и российского флота. Наиболее крупными событиями стали перенос в 1723-1724 годы из Владимира на берега Невы мощей Святого Александра Невского /10/, а также святых икон из Москвы и других русских городов.

Реально существовавшие к середине 1720-х годов городские территории еще не получили сплошной застройки. Слободы перемежались болотистыми неосвоенными территориями, рощами, лугами и огородами, четкой границы города и предместий не существовало. К концу 1724 года площадь застройки Санкт-Петербурга, без пригородов, превышала 1530 гектаров, а его население составляло более 40 тысяч человек.

Миф пятый:
"Санкт-Петербург - сугубо западноевропейский город и совсем не похож на традиционные русские города"


Западноевропейская составляющая Санкт-Петербурга не вызывает сомнения. Она проявляется в регулярности и геометрической четкости улиц и площадей, в регламентации застройки, в архитектурном облике многих зданий и сооружений, в массовом применении архитектурных и строительных нормативов и правил.

Но с первых дней своей жизни город на Неве вбирал и сохранял русские градостроительные черты. В первые же годы на многокилометровом пространстве Приневья созданы десятки поселений - слобод, разделявшихся по ведомственному, профессиональному и национальному признакам.

Поселения - слободы возводились традиционно русскими (точнее, северо-русскими) методами деревянного строительства. Кирпичные и мазанковые здания были редчайшими исключениями. Жилые, церковные, промышленные деревянные строения имели преимущественно традиционный русский архитектурный облик.

Планировка и облик слобод были привычны для россиян и соответствовали многовековой практике деревянного строительства, особенно на Русском Севере. Ведь именно оттуда и прибывали основные отряды строительных работников. Из этих мест привозили строительный лес и даже сотни уже подготовленных комплектов изб и строений.

Застройка велась на основе применявшегося с XV-XVI веков в русском градостроительстве "Закона Градского" /11/. В самом начале Санкт-Петербург имел сугубо функциональную по своему характеру застройку. От этого периода до нас дошли общая традиционно русская композиция поселений вокруг самого широкого пространства Невы, трассировка многих криволинейных живописных улиц в разных зонах современного Санкт-Петербурга, а также веерная система улиц на Санкт-Петербургском острове, общая традиционно русская система размещения храмов - духовных, символических и вертикальных доминант.

До 1712 года обозначились важнейшие традиционные русские градостроительные особенности, предопределившие многие черты будущего Санкт-Петербурга: одновременность освоения многокилометровых пространств; многоцентровость, многослободской характер, мозаичная разделенность всей осваиваемой территории на отдельные локальные зоны; многоведомственность функционального сосуществования, системы управления процессами создания города в целом и отдельных объектов, а также почти всех реализационных механизмов городского развития; стабильность и преемственность планировочного развития Санкт-Петербурга по отношению к допетербургской системе расселения.

Таким образом, очевидные и в наше время западноевропейские начала Санкт-Питербурха неразрывно соединены с традиционными русскими, российскими началами. Современный Санкт-Петербург - это город единства многовековой русской традиции и многих западноевропейских культур. Новая ведомственная система расселения (прообраз города) преимущественно вбирала в себя историческую систему расселения. Возникновение и постепенное развитие Северной Венеции можно рассматривать как пример преемственности и стабильности территориального освоения Приневья на протяжении веков.

Литература:
1. Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти ХVIII века. М.; Л., 1957.
2. Иогансен М.В. Здание "мазанковых коллегий" на Троицкой площади Петербурга file://От Средневековья к новому времени. Материалы и исследования по русскому искусству ХVIII - первой половины ХIХ века. М., 1984. С. 73-86.
3. Семенцов С.В. Пространственная идея Санкт - Петербурга. Блистательное становление города в первой половине ХVIII века. Очерк первый. 1703 - 1711 годы file://Антиквар. СПб., 1993. №1. С. 7-12.
4. Калязина Н.В., Калязин Е.А. Жан Леблон // Зодчие Санкт-Петербурга: ХVIII век. - Л., 1997. С. 67-111; Семенцов С.В. "О Генеральном чертеже Санктъпитербурху" Ж.-Б.-А Леблона 1717 года // Петровское время в лицах. СПб., 2000.
5. Семенцов С.В. Пространственная идея Санкт - Петербурга. Блистательное становление города в первой половине ХVIII века. Очерк второй. 1712 - 1715 годы // Старые годы. СПб., 1993. №1. С. 4-12.
6. Пункты, данные Петром I Санкт - Петербургскому Генерал - Полициймейстеру от 25 мая (5 июня) 1718 г. // ПСЗРИ. 1 собр. Т.V. №3202. СПб., 1830. С. 569-571.
7. Семенцов С.В. Три года из биографии Санкт-Петербурга: 1716 - 1718 // Историческое познание: традиции и новации. Материалы междунар. Теоретич. Конф. Ижевск. 26-28 октября 1993. Ч.1. Ижевск, 1996. С. 294-309.
8. Именный Его Царскаго Величества указ, объявленный Генерал - Полициймейстером Девиером 1(12) Октября 1719 г. "О поправлении, по чертежу Архитектора Гербеля, улиц" // ПСЗРИ. 1 собр. Т.V. № 3427. СПб., 1830. С. 734.
9. Иогансен М.В. Работы Доменико Трезини по планировке и застройке Стрелки Васильевского острова в Петербурге // Русское искусство ХVIII века. Материалы и исследования. М., 1973. С. 45-55.
10. Сенатский указ от 4(15) Июня 1723, в следствие Именнаго Его Императорскаго Величества, объявленнаго словесно Синодальным Вице-Президентом Преосвященным Феодосием Синоду "О пренесении мощей Св. Александра Невскаго из Владимира в Невский монастырь" file://ПСЗРИ. 1 собр. Т. VII. №4241. СПб., 1830. С. 74-75.,
11. О "Законе Градском" см.: Алферова Г.В. Русские города XVI-XVII веков. М., 1989.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 4 [только новые]


Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 971
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 13:28. Заголовок: Интересный материал...


Интересный материал... Сергея СЕМЕНЦОВА

Вот что ещё он пишет: http://www.klgd.ru/ru/city/genplan/symposium/20.php


О принципах сохранения градостроительного генетического кода в процессе реконструкции и развития города

Проблемы сохранения исторического наследия любого исторического города и проблемы возможности развития города в целом (в его градостроительном размахе и его архитектуре) -две стороны одной медали. Развитие любого исторического города постоянно ставит задачи и дает примеры (удачные или неудачные), развития города при сохранении исторического наследия, и попытки сохранения истории при современном развитии.

Любой исторический город формировался и формируется веками и имеет свои индивидуальные особенности, проявляемые в уникальностях системы градостроительного каркаса (планировочной системы), в системе функционального и средового зонирования, в системе ансамблей и выдающихся зданий, в историческом контексте рядовой городской застройки (рядовой городской ткани), в особенностях стилевого единства и разнообразия градостроительной среды. Эти особенности проявляются в индивидуальном для каждого города градостроительном генетическом коде.

Градостроительный генетический код проявляется не только в конкретике каждого здания (планировочные, композиционные, стилистические, образные и иные особенности зданий, сооружений, даже комплексов и ансамблей), но и в сформировавшихся веками уникальных для каждого города правилах формирования всей его среды, в том числе в правилах создания каждого конкретного здания и объекта в контексте развития конкретного города.

Безудержное и бесконтрольное современное развитие столь же пагубны для любого исторического города (Парижа, Берлина, Лондона, Санкт(Петербурга, Москвы и т.д.), как и бездумное сохранение абсолютно всего, что дошло из прошлого. Для каждого города характерна своя, особая мера исторического и нового, позволяющего развиваться, но не разрушать исторический градостроительный, архитектурный, культурный фундамент. Эта мера определяется зрелостью и системой требований общества, политической волей руководства, профессионализмом специалистов. Историческое наследие определяется системой памятников, предметов охраны и системой охранных зон.

Анализ развития мирового зодчества показывает, что современные объекты являются привлекательными в течение максимум 20-30 лет. Затем неизбежно для большинства объектов наступает стадия коренной переоценки их градостроительной значимости и ценности в изменившихся системах ценностных координат. Большинство из них признаются неценными с желательной (часто даже - обязательной) заменой на новые. Поэтому в мире безжалостно сносятся «шедевры» массовой индустриальной застройки. Даже ставится под вопрос сохранение главных общегородских ансамблей, площадей и проспектов, широко «расплодившихся» в 1960 – 1970-е годы во многих столицах и крупнейших городах мира и сооруженных в модном тогда духе «а la Корбюзье». А гораздо более древние здания, сооружения, ансамбли и комплексы (даже не столь претензионные) получают все более высокую общекультурную, общественную и профессиональную оценку. Тем более, что они имеют «штучный» (не тиражированный, не журнально-иллюстративный) характер и индивидуальные особенности.

Естественно, в условиях требований сохранения исторического лица города необходимо сохранять наиболее важные градостроительные, архитектурные и историко-культурные объекты - высшие носители этой исторической традиции. Один из общепризнанных вариантов сохранения - охрана памятников исторического наследия, создания охранных зон разного типа (достопримечательные заповедные места и заповедники, охранные зоны, зоны регулирования застройки, вертикальных ограничений и т.д.).

Но этого оказывается явно недостаточно. Практически везде возникали, возникают и будут возникать проблемы несовпадения требований современного развития, очень часто входящие в противоречия с требованиями сохранения исторических объектов. Проблемы современного развития города чаще всего решаются путем удовлетворения современных потребностей городской жизни (по нормативам, требованиям, градостроительным регламентам) и в системе современных наработанных охранных мероприятий (охрана отдельных объектов, система охранных зон, историко-архитектурный опорный план, градостроительные и объектные предметы охраны и т.д.). Но это оказывается не столь эффективным. Безоглядность, противоречивость и недостаточность такого подхода видна на разрушительных примерах уничтожения исторических центров Москвы, Стокгольма, Берлина, Калининграда и многих других городов. Даже сохранение отдельных объектов старины и создание вокруг них зон охраны с разными режимами охраны не спасает в данной ситуации.

Такой подход прекрасно (или не очень эффективно) срабатывает для «штучных» объектов, но совершенно не срабатывает для всей среды города. В более общем понимании проблемы сохранения и одновременно развития предопределяются в проблеме сохранения и развития градостроительного генетического кода конкретного исторического города. Не только в сохранении конкретных объектов, но в большей степени в сохранении градостроительно-территориальных правил формирования и развития конкретного города.

Например, триста лет жизни Санкт-Петербурга показывают, что в основу его развития положены принципы регулярности и меры, ясного и четкого регулирования процессов градостроительного развития, уже изначального (при Петре I и Анне Иоанновне) введения четких градостроительных регламентов (даже выраженных количественно, с однозначным градостроительным зонированием и ясной системой нормативов), принципы параллельного и взаимоувязанного архитектурного, имущественно-правового развития и формирования его культурного поля. Но при этом следует признать, что важнейшей особенностью современного Санкт-Петербурга является не столько наличие какого-то, даже очень значительного, числа выдающихся памятников архитектуры, а в первую очередь уникальный исторический градостроительный контекст, уникальные градостроительные закономерности, уникальные градостроительные правила формирования всей среды города. Для условий Санкт-Петербурга штучный подход сохранения отдельных памятников и при условии сохранения ближайшей окружающей их среды, абсолютно недостаточен. Даже сохранение почти 8 тыс. зданий, комплексов и ансамблей не позволяет сохранять его санкт-петербургский исторический контекст. Штучный объектный подход к охране и реставрации не обеспечивает сохранение индивидуальности всей градостроительной среды. Пример Санкт-Петербурга показывает, что для сохранения его исторической и современной индивидуальности (в единстве исторического и нового) необходимо обеспечить сохранение Правил формирования градостроительной среды всего города, шире - всей Санкт-Петербургской агломерации.

Естественно, что сохранение правил формирования среды гораздо сложнее сохранения ее отдельных элементов.

И столь же естественно, что только в рамках сохранения правил формирования градостроительной среды возможно обеспечить совместимость исторической застройки и современного зодчества. По аналогии: в медицине уже давно ясно, что только генетически родственные органы, ткани и клетки могут обеспечить биологическую совместимость при любом типе операций и лечения. Безнадежно пытаться совместить генетически несовместимые органы, ткани и клетки, либо необходимы сверхусилия по уничтожению иммунитета всего организма. Если под организмом понимать город, его ансамбли и комплексы, то размещение генетически несовместимых элементов (зданий, сооружений, ансамблей, комплексов, протяженных объектов, магистралей, площадей, кварталов инородной застройки и т.д.) приведет к неумолимому разрушению самого исторического города. Либо вместо исторической застройки с четкими пространственными характеристиками (плотность и конфигурация улиц, набережных, каналов и площадей, функциональное зонирование территорий, плотность, высотность и этажность, стилевые, архитектонические и силуэтные характеристики застройки и т.д.) сформированы «зеленые зоны», что также является разрушительным моментом в контексте конкретного города. В любом историческом городе таких несовместимых объектов размещено и создано, как мы все знаем, множество.

Данная проблема характерна для любого исторического города, претендующего не только на сохранение его исторических памятников, но и на современное и перспективное развитие. Ключевые термины данной проблемы: сохранение (зданий, сооружений, комплексов, ансамблей, элементов исторической среды - через объектные и ансамблевые памятники исторического наследия, предметы градостроительной и объектной охраны и зоны охраны), развитие (зданий, сооружений, комплексов, ансамблей, элементов исторической среды, города в целом), исторически сформировавшиеся правила формирования градостроительной среды, градостроительный генетический код.

К сожалению, проблема не обеспечивается юридически. В Градостроительном кодексе (2004) и Законе «Об охране исторического наследия Российской Федерации» (2002) нет решения данной проблемы. Решения практически перекладываются на личный опыт, знания и интуицию проектировщиков. Далеко не всегда этот опыт имеет положительный вектор, особенно когда в профессиональные вопросы вмешиваются проблемы амбиций и политики. Какими видятся пути решения? Не отвергая сложившиеся подходы, в дополнение к ним выявить (в количественных и качественных показателях) индивидуальный градостроительный код города, например Калининграда, и включить его в систему градостроительной разрешительной и проектной документации (генеральный план, проекты межевания, возможно, восстанавливаемые проекты планировки и проекты застройки, опорные историко-архитектурные планы и систему охранных мероприятий, градостроительные регламенты), а также в систему объектной документации (через архитектурно-планировочные задания и архитектурно-реставрационные задания, задания на проведение конкурсов, в тендерную документацию, в охранные обязательства и т.д.).

Характеристики градостроительного гентического кода могут быть эмпирическими, оценочными данными, а также точными количественными и качественными показателями. Градостроительный генетический код может быть выявлен только на основе исследования всех этапов развития конкретного города в целом и особенностей его исторической и современной застройки.

A. Основные системные особенности градостроительного генетического кода:

Стихийность формирования или создание и развитие по генеральным планам.
Мера контроля за развитием города со стороны властей и профессионалов.
Мера присутствия (отсутствия) градостроительных регламентов, сформулированных и утвержденных правил и нормативов.
Типология градостроительной среды в целом и ее особенности (агломерация, мегаполис, город, поселение, система поселений и т.д.).
Мера регулярности и нерегулярности (иррегулярности) градостроительной среды.
Градостроительная и общекультурная значимость рассматриваемого города, поселения и т.д.
Б. Градостроительные характеристики градостроительного генетического кода:

Градостроительный каркас (иерархия, типология, конкретные планировочные закономерности, планировочные параметры, конкретная трассировка, шаг, конфигурация магистралей, площадей, каналов, дорог и т.д.).
Градостроительная ткань (иерархия, «центральность», функциональные закономерности и особенности, система и особенности разбивки кварталов, групп кварталов, «слободрайонов, планировочных районов, зон, система межевания участков, создания градостроительных зон различного назначения и т.д.).
Средовое зонирование и характерные закономерности каждой среды (каждой средовой зоны, средового района).
Архитектоника градостроительной среды (полиритмика градостроительных акцентов и зон, высотные характеристики, плотность застройки и т.д.).
Правила территориального взаимодействия элементов градостроительного каркаса и градостроительной ткани.
Система градостроительных доминант и градостроительного фона.
Система вертикальных доминант.
- Система и типология визуальных связей («поля», «коридоры», «зоны», «оси», «сеть» и т.д.).
Важнейшие носители градостроительных характеристик, требующие безусловного сохранения.
Безусловно несовместимые носители градостроительных характеристик, первоочередного изменения.
B. Объектные характеристики градостроительного генетического кода:

Конкретные исторические здания, сооружения, комплексы, ансамбли, их исторические, композиционные, планировочные, стилевые и т.п. особенности.
Правила территориального взаимодействия объектных элементов (зданий, сооружений, комплексов, ансамблей).
Важнейшие носители объектных характеристик, требующие безусловного сохранения.
Безусловно несовместимые носители объектных характеристик, требующие первоочередного изменения.
Практически для всех исторических городов на данном этапе в наибольшей мере разрабатывается тематика объектных характеристик генетического кода, причем без выявления правил их территориального взаимодействия. Преобладает штучный вариант выявления, описания и охраны. Вне их взаимодействия и вне единого для конкретного города градостроительного контекста. А тематика основных системных особенностей и градостроительных характеристик генетического кода практически остается вне рассмотрения.

В качестве примера можно предложить анализ основных системных особенностей градостроительного генетического кода Санкт-Петербурга.

Градостроительный генетический код Санкт-Петербурга.
Санкт-Петербург изначально создавался по особой градостроительной программе как российский вариант одной из мировых столиц. Вплоть до 1917 года создание и совершенствование Санкт-Петербурга относилось к важнейшим общегосударственным проблемам, реформы санкт-петербургской жизни проводились «в едином пакете» с общероссийскими реформами. Градостроительная и архитектурная деятельность в столице на Неве в XVIII - начале XX века в значительной мере осуществлялась под личным контролем всех императоров и императриц. Сам Петр Первый отказался от прямого бездумного заимствования как российского, так и западноевропейского градостроительного опыта. Все поиски аналогов Санкт-Петербургу в градостроительстве и архитектуре Амстердама, Парижа, Венеции, Лондона, Москвы и так далее показывают одно – Санкт-Петербургу нет прямых аналогов в мировом зодчестве. Можно выявить только отдельные присущие другим городам и «школам» элементы градостроительства, архитектуры, строительного искусства, законодательства, системы управления, которые были соединены неповторимым образом в петербургской практике. Санкт-Петербург вобрал в себя в значительной мере переработанный российский и западноевропейский опыт, преобразовав его в уникальный сплав именно санкт-петербургской архитектуры с несравнимым санкт-петербургским пространственным размахом.

Санкт-Петербург как беспрецедентно огромный регулярный город создавался в условиях абсолютного преобладания в России и Западной Европе средневековой градостроительной традиции с живописными криволинейными улицами, негеометрической планировкой, с неупорядоченной застройкой; небольшие регулярного типа города, крепости, загородные усадьбы и замки были еще редким явлением. Создание и развитие Санкт-Петербурга, его градостроительные и архитектурные особенности ( уникальное явление в мировой градостроительной и архитектурной теории и практике. На протяжении по крайней мере XVIII ( первой половины XIX века Санкт-Петербург не только был беспрецедентным градостроительным опытом для зодчих мира, но и объектом подражания и повторения в градостроительной практике многих стран. Можно сказать, что в XVIII - первой половине XIX века Санкт-Петербург был мировым испытательным полигоном градостроительных и архитектурных идей. Многие нереализованные идеи западноевропейских архитекторов существовали на Западе только в теоретических трактатах, но в первый раз воплощались именно в Санкт-Петербурге и затем возвращались в Западную Европу из Санкт-Петербурга как вполне реализуемые и реализованные проекты, достойные уже европейского подражания.

Массовая реконструкция западноевропейских городов XIX века по правилам регулярности осуществлялась не только на основе теоретических идей западноевропейских трактатов и локальных опытов небольших европейских ансамблей, но и под воздействием реальной практики санкт-петербургского грандиозного регулярного градостроительства.

Санкт-петербургское градостроительство - явление мирового масштаба.

В Санкт-Петербурге за века фактически сформировался его градостроительный генетический код. Сам Петр Первый заложил важнейшие принципы градостроительного развития Санкт- Петербурга, при последователях царя-реформатора продолжилась кристаллизация главных градостроительных принципов города на Неве. В настоящее время стоит вопрос о сохранении градостроительного генетического кода всего города и всей агломерации, так как многие действия ведут к разрушению этого кода.

Основные системные особенности градостроительного генетического кода Санкт-Петербурга:
Единство столичного города и его окрестностей, формирование их по единой пространственной программе.

Сразу, с 1703 года велось создание не города, а огромной агломерации. Город, ближние и дальние пригороды (фортификационные, промышленные, дворянские усадебные, крестьянские), система заповедных лесов и территорий, система дорог, естественных водных трасс и рукотворных каналов, единая система управления столичным городом и губернией, единое градостроительное, архитектурное, имущественно-правовое законодательство - все было направлено на создание не города, а столичной агломерации. Петр Первый определил и ее изначальные пространственные параметры: от Ораниенбаума и Кронштадта (на западе) до устья Волхова (на востоке), от Сестрорецка и Токсова (на севере) до Красного Села и Сарской мызы (на юге). Со временем менялись границы агломерации, но неизменным оставались принципы согласованного развития города и окрестных территорий.

Преемственность развития города и всей агломерации.
Санкт-Петербург возник не на пустом месте. Санкт-Петербург и большинство его пригородов, большая часть дорог формировались на основе существовавшей по крайней мере с XIII-XIV веков развитой допетербургской системы расселения, пережив новгородский, московский, шведский периоды развития Приневья. Многие современные кварталы и группы кварталов Санкт-Петербурга, большинство пригородов размещены на месте допетербургских селений, сотни километров допетербургских дорог стали городскими проспектами и улицами. На территории современного Большого Санкт-Петербурга столетиями находились более 400 селений. В ближайших окрестностях стабильно существовали еще не менее 600 селений. Кроме того, развитие самого города имело преемственный характер. Часто идеи, сформулированные специалистами ранних времен, реализовывались через десятилетия уже новыми поколениями архитекторов. Так, первые идеи создания главного городского центра и субцентров в столице на Неве, столь актуальные и в наше время, принадлежат Ж.-Б.-А.Леблону (1717 год), первый опыт создания городских слобод по принципам модных с начала XX века идей «городов-садов» разрабатывались и реализовывались на берегах Невы с 1739-1740 годов при создании полковых слобод-«светлиц» для лейб-гвардии полков. Первые идеи создания дамбы с железнодорожным транспортом от Лисьего Носа через Кронштадт до Ораниенбаума относятся к 1844-1846 годам.

Цикличность развития города и всей агломерации.
В разные времена развитие города и всей агломерации велось на различных принципах, последовательно замещавших друг-друга. Можно выделить три главных типа, три главные стратегии пространственного развития территорий: стратегию экстенсивного развития, стратегию интенсивной реконструкции, стратегию композиционного совершенствования города и окрестностей. Они последовательно приходили на смену друг другу, проявляя циклический (нелинейный) характер развития города и агломерации. Стратегия экстенсивного развития (путем максимального освоения ранее негородских земель и расширения границ города) реализовывалась в 1703-1761, 1802-1815, 1836-1879, 1917-2004 годы, стратегия интенсивной реконструкции (в стабилизировавшихся городских границах и границах пригородов) преобладала в 1762-1801, 1880-1900 годы, стратегия композиционного совершенствования города и окрестностей (с максимальным развитием ансамблевости всей городской среды и созданием главных ансамблей общегородского и общероссийского значения) проявилась в 1816-1836, 1901-1916 годы. Для каждого типа стратегии развития города отмечены особые типы генеральных планов, особые системы законодательства, градоуправления и градорегулирования.

Развитие города на основе генеральных планов.
Проектные генеральные планы были обязательными и главными программными документами территориального и организационного формирования города на протяжении 300 лет. Часто, особенно в XVIII - начале XX века, генеральные планы не только определяли стратегии пространственного развития города, но и предопределяли изменение границ и административного деления города, изменение системы управления городом, градостроительного – архитектурного-строительного – имущественно-правового законодательства. Генеральные планы дополняли друг друга, «вырастали» один из другого. Как показывает анализ мирового градостроительства, для столичного города мирового уровня разработка и реализация генеральных планов являлась обязательным условием. В XVIII - начале XX века создание и развитие Санкт-Петербурга-Петрограда, разработка для него генеральных планов считались делом общегосударственной важности. Реформы Санкт-Петербурга являлись составной частью общероссийских реформ и осуществлялись в едином ритме с ними под личным контролем императоров и императриц. Все существующие до настоящего времени 19 генеральных планов города были единым непрерывным последовательным рядом развития градостроительных идей формирования Санкт-Петербурга-Ленинграда – Санкт-Петербурга. В соответствии с разными стратегиями развития города разрабатывались и осуществлялись разные типы генеральных планов.

К генеральным планам экстенсивного развития могут быть отнесены: Комплект Высочайше утвержденных Петром Первым генеральных планов отдельных районов Санкт-Петербурга (1712-1715; 1718-1724); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных районов, территорий и комплексов Санкт-Петербурга, разработанный в Комиссии о санкт-петербургском строении, в штабах лейб-гвардии полков, в Главной полицеймейстерской канцелярии (1735-1746); «Планъ столичнаго города Санктпетербурга» (И.Ф.Трускот, 1748- 1749); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных периферийных районов Санкт-Петербурга, выполненных в 1805-1836 гг. (в т.ч. и в «Комитете для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ»); Комплект Высочайше утвержденных генеральных планов отдельных районов Санкт-Петербурга (1840-1879);

Проект урегулирования Ленинграда. (1925); Генеральный план Ленинграда (Л.А.Ильин и др., 1926-1934); Генеральный план Ленинграда (Л.А.Ильин и др., 1935(1936); Генеральный план Ленинграда (Н.В.Баранов, А.И.Наумов и др., 1938-1939); Генеральный план восстановления Ленинграда (Н.В.Баранов, А.И.Наумов и др., 1844-1948); Генеральный план развития Ленинграда (В.А.Каменский, А.И.Наумов, Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева, 1958- 1967); Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области (Г.Н.Булдаков, В.Ф.Назаров, Г.К.Григорьева и др., 1980-1987).

К генеральным планам интенсивной реконструкции могут быть отнесены: «Генеральной чертеж Санктъпитербурху» Ж.-Б.-А.Леблона (1717); «Новой план столичнаго города и крепости Санктпетербурга» (А.В.Квасов, 1765); «Новой план столичного города Санктпетербурга» (1776); «Новой план столичного города Санктпетербурга» (1792, ред. 1796); «Проектный план на урегулирование города С.Петербурга» (1880); «План города С.Петербурга с показанием урегулирования улиц…до 1-го января 1909 года…» (1909).

К генеральные планы композиционного совершенствования территорий могут быть отнесены проекты «Комитета для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санктпетербурге и прикосновенных к оному мест» (1816-1836), План урегулирования Петрограда (И.А.Фомин и др., 1919-1923). Инициативной попыткой создать такой Генеральный план были также предложения Л.Н.Бенуа, Ф.Е.Енакиев, М.М.Перетяткович, Н.Е.Лансере («План преобразования Петербурга», 1910).

Развитие города и агломерации на основе градостроительных регламентов, «образцовыхъ проектовъ», типового и индивидуального проектирования, под полным контролем архитекторов.

Практически с первых лет, по крайней мере с 1712 г., в городе на Неве вводилась строжайшая система четких, однозначных (с количественными параметрами) градостроительных регламентов. Одновременно введена политика индивидуального проектирования для крупнейших объектов (зданий, сооружений, ансамблей) и типового, по «образцовымъ проектам» строительства для массовой застройки.

Регулярность градостроительной системы, геометричность и плотность уличного каркаса. Одной из наиболее ярких черт Санкт-Петербурга стало правило прямых улиц и геометрически четкой планировочной системы. Изначально, с 1703 года молодой город формировался на принципах живописной непрямолинейной планировки. С 1712 года по Указам Петра Первого начата реконструкция застраиваемых территорий со спрямлением создаваемых улиц и каналов. Со времени Проекта Ж.-Б.-А.Леблона (1717 год) вводилось правило геометрически четких площадей. Планировочная сеть возникавших слобод приобретала четкие геометрические очертания и особую, присущую только Санкт-Петербургу плотность размещения проспектов, улиц, каналов, площадей на территории города. Целенаправленно формировалась оптимальная для Санкт-Петербурга сеть городских магистралей с определенными размерами ячеек-кварталов между магистралями, существенно отличающимися от принципов формирования каркаса в других городах мира. Этот принцип регулярности, геометричности и особенной плотности стал одним из главных принципов формирования планировочного каркаса Санкт-Петербурга.

«Слободской» характер освоения территорий.
Территории города во все времена его развития застраивались отдельными, локальными по композиции «слободами» разной величины. Этот принцип также восходит ко временам Петра Первого, но наиболее ярко проявился и закреплен со времен Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Практически все территории исторического года сформированы по «слободскому» принципу.

Ансамблевость формирования территорий.
Осознанное включение в единый главный ансамбль города и всей агломерации пространства Невы. Важнейшим качеством градостроительной среды Санкт-Петербурга стала его ансамблевость. Ансамбли, возникшие в разные периоды и имеющие разные стилевые и композиционные особенности, со временем сформировали иерархическую многоуровневую систему ансамблей города и пригородов. Главным ансамблевым элементом всего города стала система ансамблей Главных площадей и Главного пространства Невы. Нева (от истоков до устья) и Кронштадтский залив со времен Петра Первого задумывались как главные ансамблевые элементы самого города и как главные композиционные элементы всей агломерации.

Система вертикальных доминант.
Система вертикалей города почти всегда была одним из важнейших целенаправленно и профессионально создаваемых элементов столичной среды. С 1710-1712 годов Петр Первый сформулировал правила создания системы вертикальных доминант в городе. Оси «прешпектов» и улиц должны были быть ориентированы на вертикальные доминанты: главы церквей, башни и шпили общественных, промышленных и жилых зданий. В 1730 – 1740-е годы сформировалась пространственная система вертикальных доминант, основывающаяся на принципах «поля восприятия», когда вертикали в 2-5 раз превосходили по высоте несплошную городскую застройку в 1-2 этажа и были видны практически из любой точки. После перехода в столице в 1770-е годы на сплошную брандмауэрную застройку и повышения средней этажности сначала до 2, затем до 3-4 (с 1820-х годов), позднее до 5-6 этажей (с 1890-х годов), принцип «поля восприятия» перестал работать. Во второй половине XIX века архитекторы осознанно перешли на принцип «коридоров восприятия» с созданием системы башенок, эркеров и других типов акцентов. Старые вертикальные доминанты и новые вертикальные акценты сформировали единую пространственную многоуровневую систему. Вплоть до 1950-х годов сохранялись эти единые принципы акцентирования среды. Отказ с 1960-х годов от создания вертикальных доминант привел к пространственной неупорядоченности всей индустриальной городской застройки, к явному дискомфорту восприятия городской среды.

Регулярность и регламентация застройки кварталов.
В Санкт-Петербурге постепенно сформировался единый принцип регулярности разбивки кварталов на участки и застройки участков в кварталах. Сначала, при Петре Первом, определено правило застройки по красным линиям без отступа. Но лицевые дома еще занимали не весь фронт участка, поэтому вдоль красной линии сооружали также заборы с воротами. По предложению Ж.-Б.-А.Леблона вдоль набережной Невы реализован принцип строительства лицевых домов по красной линии, но брандмауэрного типа. Вводились правило урегулирования высоты и этажности зданий, а также дифференциация разрешенных видов строений по материалам на всей территории города и пригородов. С конца 1730-х годов во времена

Анны Иоанновны введено правило упорядочения застройки внутри участков. С 1770-х годов, при Екатерине II, вновь (после попытки Ж.-Б.-А.Леблона) введено правило сплошной брандмауэрной кирпичной застройки вдоль красных линий на территории от Невы до реки Фонтанки, с четкой регламентацией по высоте. Даже на территориях регламентируемой деревянной застройки существовали регулярные правила строительства на участках. Постепенно сформировался и существовал вплоть до конца XIX века принцип: кирпичная застройка в центре города, кирпично-деревянная - на окраинах, деревянная массовая застройка - в предместьях и пригородах. В 1919-1920 годы он преобразован в новый принцип: сплошная брандмауэрная (или сплошная периметральная) кирпичная многостилевая застройка в центре города, кирпичная (возможно, не брандмауэрная застройка с отдельно стоящими многоэтажными зданиями) с элементами зеленых ландшафтов застройка - на периферии города, отдельные здания особнякового (коттеджного типа) в окружении зелени - вне городской черты. Этот принцип безоговорочно выдерживался вплоть до конца 1950-х годов. На городских центральных территориях всегда без исключений формировалась застройка периметрального типа. На самых центральных магистралях города (даже на вновь осваиваемых больших участках) обязательно создавалась застройка брандмауэрного типа, например, на Суворовском проспекте, на Большом проспекте Васильевского острова. Строчная застройка осуществлялась на окраинах города и являлась признаком периферийности территорий. С 1960-х годов при переходе на индустриальные методы все осваиваемые территории формировались по принципам строчной периферийной застройки. Практически ни одна новая магистраль города не застроена по выверенным веками правилам застройки центральных магистралей Санкт-Петербурга.

Многостилевая организация городской среды.
Со времен Петра Первого предпринимались попытки создать моностилевую городскую среду. Они продолжались при Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II , Александре I, Николае I. На картинах и гравюрах все смотрелось изумительно, в жизни - приводило к явной монотонности всей городской среды. Но в 1842-1843 годы последовал Высочайший запрет на одностилевое строительство зданий и сооружений. При одновременном увеличении объемов строительства в городе в несколько раз (вплоть до 1880 года - в 10 раз). Многостилевая застройка (эпох историзма, модерна, неоклассики) сохраняла принципы регулярности (строительство по красным линиям зданий брандмауэрного типа с ограничениями по высоте), но позволяла обеспечить многообразие городской среды. Именно эта многостилевая застройка почти на 90% сформировала историческую среду Санкт-Петербурга, столь высоко оцененную во всем мире. Новый возврат к моностилевому принципу осуществлен при создании индустриальной застройки в новых кварталах второй половины XX века, со всеми ее негативными последствиями.

Городской и пригородный типы участков. Правила разбивки городских, предместных и пригородных кварталов на участки.

Кварталы городской застройки имели четкое регламентированное разделение на жилые и нежилые участки. Причем размеры участков городского типа начали унифицировать еще в проектах Д.Трезини и Ж.-Б.-А.Леблона, а окончательно систематизированы и уточнены при Анне Иоанновне в конце 1730-х годов. Участки должны быть прямоугольные (для жилья) или могли быть непрямоугольными (для общественных нужд), шириной в 20-30 метров вдоль красной линии, длиной - в 0,5 длины квартала. Границы городских участков на протяжении XVIII-XIX веков были незыблемы. Участки предместий и пригородов, используемые в качестве загородных усадеб, для промышленных нужд, в качестве зеленых зон могли быть нестандартной величины и очертаний. После включения их в границы города чаще всего происходило разделение этих участков загородного типа на городские участки с застройкой по городским правилам. Ярчайший пример: при преобразовании загородной реки Фонтанки в городской канал (1780 – 1790-е годы) усадебные пригородные дачные участки ликвидированы, вместо них нарезаны участки городского типа. Участки городского типа как важнейшие ячейки всей среды были главными носителями уникального санкт-петербургского градостроительного масштаба. Они определяли фронт, размеры и высоту застройки вдоль всех улиц, плотность и ячеистость застройки всех исторических кварталов. Предпринятые во второй половине XX века усилия по комплексному капитальному ремонту групп участков кварталов с уничтожением границ межевания, а также практика современного внемасштабного строительства ведут к разрушению фундаментальной основы градостроительной среды Санкт-Петербурга - его исторических участков.

Система садов и парков как один из важнейших элементов градостроительной среды. С 1715 года по проекту Д.Трезини для Васильевского острова провозглашен принцип включения общегородских садов в городскую градостроительную структуру. В XVIII - первой трети XIX века создание общегородских садов и парков было обязательным. Во времена массовой интенсивной застройки Санкт-Петербурга середины XIX - начала XIX века столь же массово и под контролем императора, градоначальника и Городской думы на любом возможном свободном месте создавались общедоступные скверы и сады. Система садов и парков не только в пригородах, но и в самом городе была и остается одной из важнейших пространственных систем Санкт-Петребурга.

Система каналов в городе и пригородах.
Среди важнейших элементов каркаса города и всей агломерации - система судоходных и водоводных каналов, охватившая всю территорию от Ораниенбаума до Приладожья. Наиболее масштабные каналостроительные работы проведены при Петре Первом (многочисленные осуществленные и оставшиеся в проектах каналы на территории будущего Санкт- Петербурга, канал вдоль южного берега Финского залива, Ладожский канал, Кронштадский канал, Ропшинский и Лиговский каналы, идеи канала до Сарской мызы), при Екатерине II (Крюков и Екатерининский каналы, река Фонтанка, каналы-рвы по го

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
lari
lari70@mail.ru


Сообщение: 355
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 20:37. Заголовок: Очень тяжеловесный с..


Очень тяжеловесный слог изложения.

Собран огромный объем информации с указанием на источники,
но эта информация в лучшем случае расставлена в историческом порядке.

При рассуждении о генетическом коде СПб постоянно возникают внутренние противоречия с ранее высказанным тезисом.
Убедительный ответ, какой "градостроительный генетический код СПб", так и не прозвучал.

Однако в статье собраны очень интересные факты:

 цитата:
Система вертикальных доминант.
Система вертикалей города почти всегда была одним из важнейших целенаправленно и профессионально создаваемых элементов столичной среды. С 1710-1712 годов Петр Первый сформулировал правила создания системы вертикальных доминант в городе. Оси «прешпектов» и улиц должны были быть ориентированы на вертикальные доминанты: главы церквей, башни и шпили общественных, промышленных и жилых зданий. В 1730 – 1740-е годы сформировалась пространственная система вертикальных доминант, основывающаяся на принципах «поля восприятия», когда вертикали в 2-5 раз превосходили по высоте несплошную городскую застройку в 1-2 этажа и были видны практически из любой точки. После перехода в столице в 1770-е годы на сплошную брандмауэрную застройку и повышения средней этажности сначала до 2, затем до 3-4 (с 1820-х годов), позднее до 5-6 этажей (с 1890-х годов), принцип «поля восприятия» перестал работать. Во второй половине XIX века архитекторы осознанно перешли на принцип «коридоров восприятия» с созданием системы башенок, эркеров и других типов акцентов. Старые вертикальные доминанты и новые вертикальные акценты сформировали единую пространственную многоуровневую систему. Вплоть до 1950-х годов сохранялись эти единые принципы акцентирования среды. Отказ с 1960-х годов от создания вертикальных доминант привел к пространственной неупорядоченности всей индустриальной городской застройки, к явному дискомфорту восприятия городской среды.



Интересные статьи, но адресованы они теоретикам.
Сложно понять, что автор советует для применения в настоящее время при строительстве и реконструкции СПб.





Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 972
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 21:44. Заголовок: lari пишет: Очень т..


lari пишет:

 цитата:
Очень тяжеловесный слог изложения.



Полностью согласен - тяжеловато читается, но материал меня заинтересовал и в следствии я его разместил здесь.

Охвачен весь период строительства и сразу поменять в сознании сложившиеся стереотипы о городе сложно.

Но очень интересно рассказывается о формировании архитектуры города:


 цитата:
Со времен Петра Первого предпринимались попытки создать моностилевую городскую среду. Они продолжались при Анне Иоанновне, Елизавете Петровне, Екатерине II , Александре I, Николае I. На картинах и гравюрах все смотрелось изумительно, в жизни - приводило к явной монотонности всей городской среды. Но в 1842-1843 годы последовал Высочайший запрет на одностилевое строительство зданий и сооружений.




 цитата:
Система вертикалей города почти всегда была одним из важнейших целенаправленно и профессионально создаваемых элементов столичной среды.



И "Охта центр" совершенно не вписывается в моностилевую городскую среду и пусть станет в последующий ряд вертикалей города профессионально создаваемым элементом столичной среды






Спасибо: 0 
Профиль Ответить
lari
lari70@mail.ru


Сообщение: 356
Зарегистрирован: 23.10.07
Откуда: Россия, СПб
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.08 23:46. Заголовок: Ансамблевость форми..



 цитата:
Ансамблевость формирования территорий.
Осознанное включение в единый главный ансамбль города и всей агломерации пространства Невы. Важнейшим качеством градостроительной среды Санкт-Петербурга стала его ансамблевость. Ансамбли, возникшие в разные периоды и имеющие разные стилевые и композиционные особенности, со временем сформировали иерархическую многоуровневую систему ансамблей города и пригородов. Главным ансамблевым элементом всего города стала система ансамблей Главных площадей и Главного пространства Невы. Нева (от истоков до устья) и Кронштадтский залив со времен Петра Первого задумывались как главные ансамблевые элементы самого города и как главные композиционные элементы всей агломерации.



Не только я одна подметила, что самые главные ансамбли СПб расположены на берегах Невы.
При чем очень верно сказано, что ансамбли каждый в отдельности имеет "свои стилевые и композиционные особенности".

Обязательно сделаю на эту тему подборку фотографий.
Интересно будет сравнить в какие времена, в каком стиле строили.
ОЦ и другие планируемые на берегах Невы проекты будет интересно рассмотреть с точки зрения исторического опыта.




Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посетителей сегодня: 11
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Мы следим за новостными лентами всех основных агенств, на форуме вы найдете самую свежую информацию и самые свежие новости