www.Ohta-Center.Narod.Ru - НЕЗАВИСИМЫЙ САЙТ НЕБОСКРЕБА НА ОХТЕ СВОБОДНЫЙ ОТ ПОЛИТИКОВ

АвторСообщение
Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 354
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.07 13:12. Заголовок: ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НАД ОБЛАКАМИ? (Известия, 09.10.2007)


ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НАД ОБЛАКАМИ?

Лариса Симкина

Известия, 09.10.2007

Недавно мэр российской столицы Юрий Лужков торжественно возвестил о начале строительства нового небоскреба в комплексе "Москва-Сити" высотой 612 метров. Среди гостей церемонии был и Норман Фостер, британский автор проекта. Оставив северную столицу с Новой Голландией и заразив обеспокоенностью высотным проектом "Охта центра", он не изменил себе при проектировании башни "Россия". Первоначально архитектор хотел и вовсе поднять ее на километровую высоту.

Метаморфозы сознания
Норман Фостер странным образом связывает новую архитектурную историю Москвы и Петербурга. В отличие от столицы современный путь вызревания архитектурных проектов в Петербурге чрезвычайно запутан. Ярким примером является проект Новой Голландии. Активная попытка реконструкции и использования в общественных целях этого архитектурного сооружения, представляющего несомненный интерес во всех отношениях даже для такого изысканного города, как Петербург, была предпринята еще в прошлом веке. Но отсутствие средств, да и пассивное сопротивление федеральных ведомств не позволило Новой Голландии начать новую жизнь. Хотя сама попытка привела к появлению подземного пешеходного перехода, что для Петербурга настоящая удача (впрочем, его теперь предлагается засыпать).

Общество, наблюдая крайнюю запущенность Новой Голландии и отсутствие внятного проектного усилия, практически не реагировало на идею возрождения. Отреставрированный кусочек фасада радовал глаз петербуржца, а против реставрации петербуржцы никогда не возражали. Но призыв "с этим что-то надо делать" глубоко проник в сознание горожанина.

И спустя десятилетия волевое архитектурное предложение Фостера, предполагающее вторжение в памятник, горожане приняли на ура. Время совершенной запущенности объекта закончилось, а реставрация как метод возрождения памятников забыта. Никто теперь не замечает масштабного сноса на территории Новой Голландии — все рады движению вперед. И все потому, что произошел сдвиг в уже, казалось бы, гиблом деле, когда все были уверены, что стены Новой Голландии рухнут под тяжестью растущих из них деревьев.

В этом смысле проект "Охта центра", нового питерского общественно-делового района с четырехсотметровой офисной башней, не обласканный мастером архитектурных вторжений сэром Фостером (он демонстративно вышел из конкурсного жюри), тоже должен созреть в общественном сознании. Ведь была же мечта построить башню Петра Великого. В смутное время действительно неплохо мечталось, хотелось счастья платоновских героев — фантастики от отчаяния. Но другие времена диктуют и иные правила. Теперь катастрофически не хватает времени для общественных пауз, для временных провалов, дающих возможность взвешивать и достойно принимать движение чужой человеческой воли.

Московский олимп
Возможно, ощутив петербургское течение времени и местный снобизм, сэр Фостер, востребованный растущей Россией, ушел из Петербурга, оставив городу-музею бетонную шкатулку со стеклянными окнами в чреве Новой Голландии, а не небоскреб. Ушел туда, где архитектура, ставшая бизнесом, живет по иным законам. Ей легче преодолевать сопротивление времени, обстоятельств, общественных сомнений. Ведь в прошлом Фостеру хватило опыта работы в Лондоне, где проблемы со строительством нового Сити были сродни петербургским. Сопротивление он преодолел и даже получил архитектурную премию года, но сколько сил ушло на это.
Теперь архитектору есть где развернуться и в России. Москва, привыкшая делать дело, продолжает борьбу за первенство на инвестиционном поле России. Наметившаяся конкуренция в лице Питера, похоже, только раззадорила столицу.

В ходе питерской дискуссии городские противники современного строительства продолжают упорно ставить вопрос ребром — крупный бизнес со своим Сити и со своими налогами должен уйти на окраину города, а еще лучше — в пригороды. Но не уйдет ли он в итоге еще дальше — в Москву? И появятся ли новые желающие инвестировать средства в сохранение старого и развитие нового Петербурга?

Справка
Фостер Норман (Foster, Norman Robert), английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек.
Родился 1 июня 1935-го в Манчестере в семье рабочего. В 1953—1955 гг. служил летчиком в Королевских военно-воздушных силах. Затем поступил на архитектурное отделение Манчестерского университета, сменив несколько вузов, в итоге получил диплом архитектурной школы Йельского университета в США (1962).
Среди весьма многочисленных построек Фостера наиболее значительны — лондонский Фред Олсен-сентр (1967), где впервые было масштабно применено столь модное впоследствии зеркальное остекление — близкое по духу здание фирмы "Уиллис Фабер энд Дьюм" в Ипсуиче (1974), многофункциональный, насквозь просматриваемый и тесно связанный с природным окружением Сейнсбери-сентр в Норвиче (1977), Рено-сентр близ Суиндона (1983), с экспрессивным, "барочным" контрастом опорных колонн и подвешенных на них модулей перекрытия — небоскреб Шанхайского банка в Гонконге (1981—1986), в процессе сооружения которого поэтапно перестраивалось уже существующее здание, функционально реструктурированное с применением китайских традиций "фэн-шуй"; центральным помещением банка стал 12-этажный атриум, дополнительно освещаемый с помощью солнечного рефлектора. В 1991—1992 гг. по проекту Фостера было возведено высочайшее здание в Европе, 300-метровый центральный офисный комплекс Коммерцбанка во Франкфурте — "зеленая башня", взятая в футляр многоярусных зимних садов.

Мастер неоднократно проектировал аэропорты, в том числе Стенстед близ Лондона (1991), и особо примечательный, крупнейший в мире по площади закрытых помещений Чек Лап Кок в Гонконге (1998), композиционно распластанный по земле и благодаря прозрачным перекрытиям максимально открытый естественному освещению. Не раз обращался к чисто инженерным и дизайнерским проектам, разработав, в частности (в 1990-е годы), экспресс-систему наземного рельсового транспорта в Бильбао и новую линию мебели "от Фостера". Известнейшей его работой стала завершенная в 1999-м реконструкция здания берлинского рейхстага, призванного вновь стать местопребыванием парламента объединенной Германии; бережно сохранив исторический облик здания, вплоть до части надписей, оставленных советскими солдатами, он увенчал его новым стеклянным куполом — с подводящей к нему широкой спиралевидной зеркальной полосой (позволяющей видеть, что происходит внизу, в зале заседаний, и тем самым символизирующей "новую демократическую открытость" германской политики). В 1990-м он был возведен в рыцарское звание.


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посетителей сегодня: 46
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Мы следим за новостными лентами всех основных агенств, на форуме вы найдете самую свежую информацию и самые свежие новости