www.Ohta-Center.Narod.Ru - НЕЗАВИСИМЫЙ САЙТ НЕБОСКРЕБА НА ОХТЕ СВОБОДНЫЙ ОТ ПОЛИТИКОВ

АвторСообщение
Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 331
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.10.07 13:00. Заголовок: НАМ НЕ НРАВИЛИСЬ ОХТА, ИСААКИЙ, ГОСТИНКА… (Тайный советник)


НАМ НЕ НРАВИЛИСЬ ОХТА, ИСААКИЙ, ГОСТИНКА…

Михаил Гончаров

Тайный советник Санкт-Петербург, 01.10.2007

Нам не нравились Охта, Исаакий, Гостинка…
«Архитектура Санкт-Петербурга. Конфликты и противоречия» - так называется выставка, которая по инициативе фонда «Охта» открылась 25 сентября на территории молодого музея «Ниеншанц» - в двух шагах от места строительства здания «Охта-центра».

«Мы сочли, что сейчас это наиболее актуальная в городе тема. Остаться в стороне невозможно. Наша задача не в том, чтобы навязать вам какое-то свое мнение, мы хотели сделать акцент на трудности принятия решения. На том, что каждый раз, когда в Петербурге происходило какое-то серьезное строительство, обязательно существовали две точки зрения. Одна прогрессивная, другая, условно говоря, консервативная. И обе они важны – движение вперед и традиция. Мы хотим показать, какие были конфликты и противоречия, какие здания ругали, какими восхищались и как менялось общественное мнение через промежутки времени. И то, что сейчас является визитной карточкой Петербурга, далеко не всегда так же воспринималось современниками», - сказала на открытии директор культурного фонда «Охта» София Каcым.
Экспозиция условно разделена на три части. Первая посвящена дореволюционному Петербургу. Зритель может сравнить то, что о каждом «экспонате» выставки пишут в сегодняшних путеводителях, и вырезки, статьи, мнения периода его постройки.

«Как все это ординарно, казенно в общем расположении. Как все это пошло в отдельных формах. Богато и безвкусно – приходит в голову каждому зрителю. В соборе Святого Исаакия посетитель будет как в тесном подвале», - это высказывание архитектора Стасова о многострадальном Исаакиевском соборе Монферрана. Или: «Зачем эта мрачная масса в нашем мрачном климате… Белый, с золотыми маковками букет к небесам был бы лучше». Это тоже об Исаакиевском. Только уже художник – Карл Брюллов. В экспозиции можно увидеть карикатуру из дореволюционной газеты – Монферран, на голову которого давит его же собор. А у подножия «подавленные» змеи-критики. Еще одно привычное для тех лет сравнение Исаакия – с большой чернильницей. Кстати, и Александрийская колонна особенных восторгов у современников Монферрана не вызывала.

«От Елисеевских чертогов стали снимать леса… И тут-то пред очами петербуржцев предстал во всем блеске московский купец-толстосум. Богато, вычурно, претенциозно и… непонятно. Не то дачный особняк, не то кондитерское произведение – только в громадном масштабе. Не дом, а каменный Пуд Пудыч, не знающий, куда деваться со своими миллионами», - это газета «Петербургскiй Листокъ» о Елисеевском магазине, как несложно догадаться.

Ничуть не лучше принимали, как можно убедиться на выставке, дом Зингера, Гостиный двор и другие строения, считающиеся сейчас петербургской классикой.

Второй цикл выставки посвящен Ленинграду и иллюстрирует, с каким энтузиазмом общественное мнение принимало решения, кажущиеся сейчас весьма спорными, если не сказать больше. Зритель может почитать советские газеты, с энтузиазмом встречающие снос храма Дмитрия Солунского, церкви Знамения Божией Матери, церкви Успения и других. «Наконец-то в Ленинграде появляется интересная современная архитектура», - это писали газеты о появившихся вместо храмов вестибюлях метро «Площадь Восстания» и «Сенная».

Разве что Бродский написал знаменитые строки о БКЗ «Октябрьский»: «Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. В такой архитектуре есть что-то безнадежное. А впрочем, концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен: это - храм, и храм искусства. Кто же виноват, что мастерство вокальное дает сбор больший, чем знамена веры?» Но кто тогда был Бродский? Отщепенец.

И наконец, третья часть выставки. Она представляет собой своебразный «паззл» из кусочков современной архитектуры, который пока никак не складывается в единую картинку. «Сейчас наш город только начинается строиться, только формируется то, что будут называть через десятки лет архитектурой XXI века», - объясняет София Каcым.

Создатели выставки настаивают на том, что не навязывают свое мнение посетителю, а просто призывают его к размышлению. Но на самом деле вывод из их подборки, конечно же, очевиден. Большое видится на расстоянии, и далеко не все, что общественное мнение встречает в штыки, оказывается злом (равно как и наоборот) – такой, как это принято говорить сейчас, месседж передается гостям.

«Это очень полезная выставка, в том, что она провоцирует дискуссию по одной из самых важных сегодня тем, - сказала нашему корреспонденту консул Финляндии в Петербурге Леэна Лиски, ставшая одним из первых посетителей экспозиции. - Проблема пересечения интересов бизнеса и сохранения наследия стоит и в Хельсинки, и у нас в обществе постоянно идет дискуссия о том, какой именно путь в её решении правильный. Прекрасно, что такая дискуссия начинается и в Петербурге – без общественного обсуждения решения быть не может».


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 1 [только новые]


Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 344
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.10.07 16:01. Заголовок: Re:


"В КАЖДОМ РАЙОНЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ИЗЮМИНКА"

Лидия Березнякова

Невское время Санкт-Петербург, 02.10.2007

Директор музея "Ниеншанц" Софья Касым уверена, что в Красногвардейском районе такой изюминкой станет "Охта-центр" Исаакиевский собор в виде чернильницы, торт вместо торгового дома Елисеевых - такие метаморфозы претерпели памятники питерской архитектуры на выставке "Архитектура Петербурга. Конфликты и противоречия", которая открылась в музее "Ниеншанц". Экспозицию организовал фонд поддержки культурного наследия "Охта". Идея выставки - показать перипетии в судьбе известных городских зданий - воплотилась на трех стендах музея. Каждый из них символизировал определенную историческую эпоху: царскую, советскую и современную. Сегодня многие постройки дореволюционного времени признаны шедеврами европейской архитектуры. Но история умалчивает о том, какие яростные споры разгорались, например, когда возводили Исаакиевский собор, торговый дом Елисеевых или Гостиный Двор. Монферрану в буквальном смысле пришлось пройти все круги ада, прежде чем убедить общественность, что монументальное здание храма не станет архитектурным изгоем на фоне классических построек. Критика современников, едкие замечания злопыхателей позже окупились похвалой и признанием. А обидные газетные вырезки того периода, в которых Исаакий сравнивают с чернильницей, а дом Елисеевых - с напыщенным тортом, кроме улыбки, сегодня ничего не вызывают. Музей "Ниеншанц" - один из немногих сегодня островков культуры на Малой Охте. В нем уже побывала наследная принцесса Королевства Швеция Виктория. Об экспозиции музея и его перспективах "НВ" рассказала директор музея Софья Касым. - Софья Васильевна, когда появился ваш музей и чему он посвящен?
- Музей открыт в 2003 году к 300-летию со дня основания Петербурга. Музей историко-археологический и посвящен истории поселений, которые существовали до появления Петербурга на территории Охты. В настоящее время он существует благодаря поддержке компании "Газпром нефть".
Начинаем рассказ мы обычно с истории крепости Ландскрона - первой шведской крепости в этих местах. Именно через наши земли проходили важнейшие торговые пути "из варяг в греки" и "из варяг в арабы". Собственно, для контроля над торговлей и была возведена крепость. К сожалению для шведов, она простояла совсем недолго, меньше года: в 1300 году деревянную крепость построили, а в 1301 году она пала под натиском русских. На том же месте в Невском устье появилось уже русское поселение. В общем-то история Охты - это фактически рассказ о борьбе русских и шведов за эти земли на протяжении многих столетий. - Какой была жизнь на территории Охты в то время?
- Кто-то из русских, после того как Невское устье захватили шведы, бежал, но многие остались здесь жить. Русские и шведы достаточно успешно сосуществовали, несмотря на религиозные различия. Православные русские жили в своих деревушках, но если хотели переехать в шведский город, должны были сменить веру. Археологические находки этого периода у нас составляют отдельную экспозицию из двух частей - русские отдельно, шведы отдельно. Копали на обоих берегах Охты, работала археологическая экспедиция во
главе с петербургским археологом Петром Сорокиным. Сейчас эти работы продолжаются. Найдены и предметы военного назначения, пули того времени, осколки солдатских подков, пушечные ядра, строительные артефакты, предметы быта, например курительная трубка. Курить в те времена было очень модно, а поскольку табак стоил дорого, эта вредная привычка свидетельствовала о богатстве курильщика. Пользовались тогда длинными глиняными курительными трубками, с которыми состоятельные люди просили себя рисовать художников. Сама крепость Ниеншанц по чертежам очень напоминает Петропавловскую. Правда, она была земляной, но ведь и Петропавловская поначалу не была каменной. Петр I, строя Петропавловку, во многом брал именно Ниеншанц за образец. Настоящим городом был и Ниен, так что миф о том, что до Петра здесь жили одни убогие чухонцы, совершенно несостоятелен. В Ниене насчитывалось больше 2 тысяч жителей. По тем временам для города на задворках Шведского королевства - очень прилично. В этих землях у шведов было только еще два города такого масштаба - Выборг и Або (нынешний Турку). В Ниене жили русские, шведы, финны, немцы. В городе были свой бургомистр, городской совет, ратуша, торговый порт, рынок - все как положено. В порту бывали и русские корабли, и английские, и голландские, и немецкие. Имелась своя школа при церкви. Интересный факт - два последних шведских коменданта крепости Ниеншанц были наполовину русские. Последнего звали Александр Пересветов. Герб этого Пересветова есть в Петропавловке, в музее. Не так давно его потомок, шведский историк, приезжал в Россию. К слову, город шведы сожгли сами, чтобы не облегчать осадные работы войскам Петра, а крепость досталась ему в некондиционном виде после взрыва порохового погреба. Поэтому, когда Петр начал строить новую крепость, он сделал выбор в пользу Заячьего острова.
- Действительно ли именно на Охте найдены старейшие поселения на территории современного Петербурга?
- Смотря что мы подразумеваем под поселениями. Если речь о чем-то цивилизованном, хотя бы уровня крепостей, деревень, то да. Если говорить о стоянках древних людей, то тут материала пока недостаточно. Сейчас мы начинаем рассказ с крепости Ландскрона, но после проведенных в прошлом году Петром Сорокиным изысканий появилась гипотеза о том, что, возможно, здесь до шведского поселения существовало русское укрепленное поселение или даже крепость. Пока археологи осторожны в своих предположениях, нужно работать, проверять. Тем не менее версия, что на Охте было новгородское поселение еще до 1300 года, существует. - В каком направлении вы собираетесь развивать свой музей? Говорят, что есть планы по переезду в будущий "Охта-центр"?
- Да, такие идеи есть. Прежде всего увеличится площадь самого музея. У нас появится возможность не только рассказать больше об этой территории и ее истории, но и использовать дополнительные выставочные пространства, чтобы показать людям, что происходит в мире археологии в настоящее время. У нас очень амбициозные планы, касающиеся, например, взаимодействия с регионами России. Мы можем обмениваться с ними той информацией, теми научными исследованиями в области археологии и этнографии, которые проводятся в регионах и в Петербурге. Было бы интересно установить такую связь, устраивать конференции, знакомить друг друга с новыми открытиями. Я думаю, что новый музей, который будет при "Охта-центре", мы можем назвать музеем археологии. Это пока рабочее название, но, по сути, он будет именно таким. Такие музеи уже есть по всей Европе.
- А раскопки, которые идут сейчас на территории Ниеншанца, пополняют вашу коллекцию?
- Безусловно. Мы каждый год показываем то, что находят здесь. Этой весной мы делали выставку, посвященную Старой Ладоге и тому, что на территории Охты "накопал" археолог Петр Сорокин. В этом году, я думаю, материала будет намного больше, потому что выросла и группа, работающая на раскопках, и сам участок.
- Понятно, что для музея "Охта-центр" благо, а для жителей района?
- Для района он дает очень многое в плане социального обеспечения, культурной "начинки" для города. У нас на Охте, конечно, нет такого количества памятников культуры и искусства, как в центре города, но я считаю, что в каждом районе должны быть какие-то свои изюминки. И строительство такого объекта поможет появлению таких изюминок в районе. Вы ведь знаете, что планируется открыть там музей современного искусства, многофункциональный концертный зал, спортивный центр, парковую зону. Территория будет выглядеть совершенно по-другому. В районе появляется место, куда можно прийти, отдохнуть, погулять, получить эстетическое наслаждение. Ведь Петербург - это не только классика и археология. Это город, который живет сейчас.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посетителей сегодня: 23
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Мы следим за новостными лентами всех основных агенств, на форуме вы найдете самую свежую информацию и самые свежие новости