www.Ohta-Center.Narod.Ru - НЕЗАВИСИМЫЙ САЙТ НЕБОСКРЕБА НА ОХТЕ СВОБОДНЫЙ ОТ ПОЛИТИКОВ

АвторСообщение
Злой Папа
Человек, который не врет
News Master



Сообщение: 1128
Зарегистрирован: 20.06.07
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.09 12:25. Заголовок: "Неформатный" Петербург


"Неформатный" Петербург

Известия Петербург (Санкт-Петербург) 02.07.2009

Владимир Школьников


Скульптор, архитектор, искусствовед, знаток истории Петербурга Всеволод Мельников искренне не любил проект "Охта центра". И охотно объяснял - почему.

Город как единое целое

"Петербург, - говорил он, - город не отдельно взятых шедевров, а архитектурных комплексов. Только у нас рядовая застройка имеет ансамблевое значение. Каждый дом уникален, но не выступает из общего ряда, потому что низкий рельеф фасада - это наследие петровского барокко, по этому принципу строили и позднее, в XIX веке. Красивые дома, соборы, дворцы можно найти в любом старинном городе. Но только в Петербурге они сплетаются в ансамбли, в которых ни убавить, ни прибавить. Город изначально задумывали как единое целое.

Возьмите Невский проспект: каждый отдельно взятый дом хорош, но сам по себе не создает ауру проспекта. А все вместе эти дома образуют самую красивую в мире улицу. Выдающимся был замысел площади Александра Невского (бывшей Красной) как небесных врат града Петрова. К сожалению, потом его исказили, причем задолго до нас. Что осталось у нас ценного - это именно ансамбли. А "Охта центр", может, и хорош сам
по себе - это стильная архитектура. Но он выпадает из городской среды, можно сказать - ломает ее, в общем - не вписывается".

Признаться, аргументы моего собеседника, его искренность производили впечатление. Но только до того момента, пока я мысленно не прошелся по любимым местам Невского проспекта. И тогда родился встречный вопрос:
- А дом Зингера, без которого Невский не представить, в какой ансамбль он вписывается? Декор здания соответствует духу проспекта, но формы у него - не с чем сравнить. А башня Городской думы с пожарной каланчой, а "купеческий модерн" Елисеевского - какое отношение они имеют к петербургскому барокко и классицизму золотого XVIII века? Никакого, но без них нет и Невского проспекта.

Универсальное правило

В итоге мы сошлись, что исключения из архитектурных ансамблей не только не портят, но и украшают Невский. И пошли в своих поисках дальше. Например, выяснили, что Смольный собор по архитектуре никак не соотносится со зданием самого Смольного. Что затесавшаяся вопреки духу ансамблей Каменноостровского проспекта мечеть архитектора Васильева, казалось бы, куда более уместная в
Самарканде, на самом деле служит украшением Петроградки...

Поблуждав так по городу, мы оба почти сошлись в крамольном мнении, что именно такого рода исключения и создают особый петербургский стиль. И даже самые знаменитые архитектурные ансамбли в Петербурге это сочетание несочетаемого.

Например, невысокий барочный Эрмитаж, зажатый с одной стороны громадой Адмиралтейства в стиле классицизма, с другой - угрюмой Петропавловской крепостью, исполненной в ганзейском стиле. А взять Казанский собор с его, казалось бы, нелепой, нефункциональной полукруглой колоннадой. Как он может "перекликаться" с мозаичным, ярким и лишенным колонн Спасом на Крови,
исполненным в стиле модерн? Никак - но друг без друга их уже не представить.

Любой житель нашего города может повторить этот эксперимент и убедиться, что петербургская архитектура построена не на правилах, а на исключениях из них. Впрочем, закон исключений универсален. Точно так же ему подчиняется, например, мода в одежде: платье или костюм выдержаны в одном стиле, но гармонию и привлекательность им обеспечивают несколько ярких деталей, выбивающихся из
общего тона.

Сошлись мы и в том, что есть еще одно универсальное правило, которому подчиняется даже закон исключений: важны не стиль и размер, важно качество архитектуры. Дом Зингера, Казанский и другие "неформаты" стали частью Невского, а мечеть - частью Петроградки, потому что это настоящая архитектура. Они красивы сами по себе, и еще более красивы - в окружении столь же достойных соседей.

Не все исключения хороши С горечью отметили, что, конечно, не каждое исключение красит наш город. Взять пресловутый стеклянный куб за Казанским собором, на Казанской улице. Тоже исключение - но совершенно безвкусное. Не в том беда, что это "стекляшка", а в
том, что нет у нее ни формы, ни отделки, по миру таких кубиков - сотни тысяч. Про новые "исключения" на набережных Невы и говорить нечего - обычные дома-"пеналы".

Но по поводу "Охта центра" мы до конца во мнениях так и не сошлись, хотя во многом наши позиции совпали. Например, мы согласились, что Красногвардейская площадь, да и весь этот район - не тот ансамбль, которым можно гордиться. И что строить здесь "новое барокко" или "новый классицизм" нереально и нелепо.

Архитектурная атмосфера места тут совсем иная. Значит, на месте Петрозавода должно появиться современное, красивое, яркое здание. Такое, что станет ядром нового ансамбля, а если повезет - центром рождения нового стиля всего невского правобережья.
У моего собеседника осталось только одно принципиальное опасение: высотка "Охта центра" своей массой и высотой может "задавить" ансамбли левого берега.

"Охта центр" - легкий и воздушный

Всеволод Мельников вольно или невольно высказывает именно те сомнения, что и сотни других петербуржцев, которые искренне, а не в силу политической конъюнктуры и протестной моды, не поддерживают проект "Охта центра". Они тоже говорят о сохранении петербургского стиля - в традиционном понимании. И то, что Петербург - город архитектурных исключений, они будут вынуждены по крайней мере
принять во внимание. Куда серьезнее их опасения по поводу "доминирования" башни "Охта центра".
Однако, если верить макету и ландшафтно-визуальному анализу КГИОП, высотное здание "Охта центра" визуально будет легким и воздушным. Это определяется и его формой, которую политические оппоненты называют "кукурузиной". Но гораздо больше оно напоминает готовую к взлету, рвущуюся в небо ракету. Остекление (совсем другого тона и качества, нежели у "кубика" на Казанской улице) создает ощущение
воздушности.

По мнению автора этих строк - "давить" эта высотка никого не будет. Напротив, она "облегчит" окрестности, застроенные тяжеловесными прямоугольными зданиями.
Никого же не давит петербургская телебашня, при том что куда более низкие трубы ТЭЦ раздражают взгляд безмерно. Все дело в форме, пропорциях, материалах. Мой собеседник на это возразил только одно: посмотрим!

Я его понимаю. И сам задаю себе те же вопросы. Как задавали их себе петербуржцы и век, и два века назад, когда рождались новые ансамбли и их украшения-исключения. Одно я знаю точно: если люди, изначально придерживающиеся разных позиций, стараются понять друг друга, то рано или поздно они придут к общей позиции. А на какие-то вопросы ответы может дать только время.



Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Посетителей сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Мы следим за новостными лентами всех основных агенств, на форуме вы найдете самую свежую информацию и самые свежие новости